Путь мой к поэзии, мягко говоря, тернист. Причём не был, а есть. Поэзии меня учили не учителя литературы в школе, а хэвиметаллические банды. К настоящей такой, можно сказать системной, поэзии я дошёл… прикоснулся через «Цветы зла», Бодлера, к которому меня ну понятно кто подвёл. С тех пор интересуюсь: «Анчар» и стихи о советском паспорте.
Иногда на эту тему беседую с коллегами, и они рассказали мне о жирафе и озере Чад. Ну тут я проваливаюсь между строк, верю, вижу, мурашки по коже. Что сказать — гений. Я его перечитываю раз-два в полгода, не знаю наизусть, и от этого читаю каждый раз как новое и с новыми ощущениями, боюсь заучить, «заслушать».
Вчера мне кроме всего прочего попался анализ стихотворения, для учителей литературы. Я
Итак для начала, почему мне стихотворение нравится: да блин просто так, потому что буквы сложены в слова, а слова в стихи таким единственно возможным образом, который пробуждает во мне миллион всего. Я не буду рассказывать что именно пробуждает, это моё личное дело и я не буду этого всего вам навязывать, в вас что-то другое пробуждает, или не пробуждает, — тоже бывает, не страшно. Что хотел сказать своим стихотворением автор? Автор что хотел сказать — сказал, причём очень удачно.
Посмотрим, что на этот счёт думает квалифицированный профессионал и как он, профессионал, научает этому детей. Предлагается построить анализ в форме общения с классом, вопросы-ответы. Система советская, ответы или правильные (записаны в конспекте) или неправильные (любое другое мнение).
... В: Каково настроение стихотворения? О: Оно грустное, почти тревожное.
В: Можно ли пересказать его сюжет? О: Да, легко (слушаем рассказ ученика).
В: Где происходит действие? Как оно происходит? О: Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.
Вот я читаю ответы (да и вопросы), и мне выть хочется, ну зачем, зачем ты дура пошла работать учителем литературы, ты сама никогда ничего не понимала в этом и детям в голову это всё вдалбливаешь. Мне вот так же, ровно так вдалбливали Пушкина, Маяковского, вдалбливали Булгакова с его Мастером и Марагаритой, которых я до сих пор ненавижу. Рассказывали кто что в своём произведении хотел сказать и как он подвинул литературную науку при этом.
Как можно рядом с этим чудесным стихотворением ставить эти идиотские совковые формулировки "происходит действие", "слушаем рассказ ученика"?! Блин милицейский протокол какой-то, а не урок литературы.
И чему потом удивляться, с такими учителями литературы и русского языка. Учителя химии, физики, английского языка и математики все были разные, а учителя литературы всегда были одинаковые. У меня их было восемь штук, все такие, как клонированные.
То есть с одной стороны шарик не дали и ничего нельзя, с другой "происходит действие" на озере Чад. Крепитесь, детишки, не вам первым держать натиск добра в мужественном, блин, одиночестве.